
сегодня многие искренне верят, что толстые литературные журналы обречены на вымирание как мастодонты и динозавры. к счастью, это не то что не совсем так, а совсем не так. об этом нашему собственному корреспонденту в новосибирске алексею хадаеву поведал главный редактор старейшего не только за уралом, но и в россии литературно-художественного журнала «сибирские огни», поэт владимир берязев.
- владимир, сразу самый главный вопрос: в чём миссия журнала «сибирские огни»?
- миссию я понимаю как задачу служения – исполнение своего предназначения в полном объёме. надеюсь, что миссия «сибирских огней» будет исполнена вместе с миссией русского человека в азии. повторяю вслед за классиком: «в надежде славы и добра гляжу вперёд я без боязни», стало быть – жить и работать нам ещё долго, пока не превратим нашу сибирь в сад-парадиз, помните, как у другого классика – маяковского…
- у «огней» по человеческим меркам уже довольно долгая жизнь…
- первый номер вышел 22 марта 1922 года, в будущем году будем отмечать 90-летие. к юбилею мы совместно проведём уже хорошо себя зарекомендовавший фестиваль «белое пятно». поэтическую секцию фестиваля в этом году будет курировать наш журнал. кроме того, в планах – областной поэтический конкурс, который и будет посвящён 90-летию журнала. причём совсем недавно, 21 марта, во всемирный день поэзии, мы подвели итоги городского поэтического конкурса имени павла васильева. о нём следует сказать особо, ведь павел николаевич был одним из родоначальников «сибирских огней». их было трое друзей, трое сибирских поэтов – он, леонид мартынов и сергей марков. вместе с владимиром зазубриным, лидией сейфуллиной, кондратием урмановым и афанасием коптеловым они стояли у истоков нашего журнала.
- имя павла васильева долгое время было основательно забыто…
- сейчас его называют русским беркутом, подчёркивая азиатскую мощь, высоту и силу его дара. поэта трижды арестовывали за «контрреволюцию». в 1937 году он был расстрелян по абсурдному обвинению в подготовке покушения на сталина. васильеву было тогда всего 27 лет. он похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на кладбище донского монастыря в москве. в 1956 году павла посмертно реабилитировали.
в «сибирских огнях» мы опубликовали массу материалов о жизни и творчестве поэта, тесно сотрудничая с его музеем в павлодаре – городе, где он вырос. в прошлом году в омске была учреждена всероссийская поэтическая премия имени павла васильева. а в начале марта этого года в москве, на стене дома на тверской-ямской, откуда поэта забрали на лубянку в 1937 году, была установлена мемориальная доска.
- что показал конкурс?
- я был приятно удивлён высоким уровнем произведений победителей. например, в номинации «проза» первую премию получил дмитрий райц. он ещё студент, а уже налицо несомненный талант – язык, стиль, повествовательный дар. откуда что берётся? нам остаётся только радоваться. ведь явление таланта – это единственная нестареющая новость. так было всегда и так есть. как рождение ребёнка, как акт творения. быть сему сопричастным – чего еще желать?
среди поэтов я бы отметил елену берсеневу и марию дубиковскую – это уже сформировавшиеся поэтессы, у которых есть будущее. очень интересно будет следить за развитием их творчества. и, конечно же, им необходимо издание первой книги.
найти талант, привлечь к сотрудничеству, помочь ему отсеять зерна от плевел, опубликовать его тексты – в этом, в частности, и состоит миссия толстого журнала.
- как сегодня с авторами, не иссякает ли поток текстов?
- литераторы, сформировавшиеся в 1970-1980 годах, постепенно сходят со сцены, это неизбежно. в конце эпохи советской империи был мощнейший всплеск – как в прозе, так и поэзии. это явление, этот культурный пласт ещё не осмыслен нами как следует, он ещё ждёт своих исследователей. сегодняшнее поколение 50-летних – это затухающая волна того всплеска, последыши, поскрёбыши. и было серьёзное опасение, что на этом всё и закончится – литературный процесс прервётся, зачахнет. но мы обитаем в стране чудес – феникс возродился из пепла. упомянутый мною городской конкурс – лишь малая частица сегодняшнего литературного процесса в сибири. появляется масса талантливой молодёжи. это потрясающее явление, которое даёт основание для оптимизма. пока рождаются художники и поэты, у страны есть будущее.
- сегодня тиражи всех печатных изданий неумолимо сокращаются. толстые журналы смогли перестроиться, найти свою нишу в цифровом мире?
- если вспомнить времена «перестройки», то тираж «сибирских огней» доходил тогда до 130 тысяч, а московские толстые журналы расходились миллионами экземпляров. но этот феномен уже никогда не повторится.
литература и публицистика в тот период служили каналом преобразования и энтропийного рассеяния социальной энергии. уже 1990-е стали провальными для литературного процесса. но сегодня благодаря новым коммуникативным возможностям – всемирной паутине, широкому распространению компьютеров и бук-ридеров – мы, обходя традиционную подписку, находим своего читателя. ведь интерес к литературе никуда не исчез. мы начали с создания собственного сайта (www.sibogni.ru), затем вошли в проект «журнальный зал» (www.magazines.russ.ru), в котором участвуют два десятка основных литературных журналов, выходящих как в россии, так и за рубежом. в итоге у нас сейчас 50-60 тысяч читателей в месяц, причём во многих странах мира. это весьма серьёзная аудитория.
- необъятность сибирских просторов способствует появлению литературных талантов?
- отчасти да. конечно, в российско-русском суперэтносе одарённые люди появляются повсюду, и примерно с одинаковой частотой. но качество дарования, а под этим я подразумеваю некий волевой импульс, нравственное здоровье и духовную силу – именно эти качества на пространстве за уралом выражены более ярко. о причинах этого явления – этно-социальных, исторических, природно-климатических – много писали сибирские классики – астафьев, распутин… все-таки определённого типа и склада народ сюда приходил на жительство, а мы – их потомки.
- например, валентин распутин писал в книге очерков «сибирь, сибирь…»: «в сибирь шли люди, уходившие от ограничений и притеснений и искавшие свободы всех толков – религиозной, общественной, нравственной, деловой и личной». как вы считаете, русский человек в азии и сибиряк – это синонимы?
- наверное, да. но понятие «русский человек в азии» имеет под собой смысл деятельности, приложения сил. а сибиряк – это характер, типаж. это субэтническое, на мой взгляд, определение.
- масс-культура в сибирской глуши меньше давит на служителя слова?
- идеи глобализма и давление потребительской цивилизации в равной степени ощущаются как где-нибудь в эритрее или ливии, так и в сибири или москве. ведь и в столице живут дети, внуки и правнуки русских провинциальных людей. и они себя ощущают частью россии, им близка та малая родина, откуда они вышли. и у нас в сибири – то же самое. и пока, говоря высоким штилем, эта связь с землёй, матерью-прародительницей, будет сохраняться, давлению глобализма можно противостоять.
а художество и литература всегда будут в помощь тому, чтобы эта корневая связь с почвой, матерью сырой землёй, откуда все вышли и куда все уходим, – чтобы эта связь не прерывалась. тайна сия велика есть, это очень глубинный источник, из недосягаемых глубин происходит.
многие мои друзья, живущие в европейской части россии, гордятся (и справедливо, я их в этом только поддерживаю) тем, что они год-два проработали или пропутешествовали по сибири. после этого они считают себя сибиряками – и слава богу!
сибирь – это место, где ещё осталась природная чистота, первозданность духовная, где есть следы непосредственного творения божьего (я писал об этом в последних очерках – например, «укок – ледяное поднебесье»). пространства невообразимые и здесь проще коснуться чуда мироздания, чем где бы то ни было. потом ты будешь это в себе хранить как свидетельство небесное: да, я испытал, досягнул, почувствовал! вот что такое сибирь.
- бытует мнение, что сибирь – колония россии, из которой выкачиваются богатства. сначала это была пушнина, затем – драгоценные металлы, сейчас – нефть, газ, лес. не захочет ли когда-нибудь «колония» отделиться от «метрополии»?
- в сибирском сепаратизме обвиняли еще георгия потанина и николая ядринцева. но они абсолютно не имели в виду никакого сепаратизма в политическом смысле. они рассуждали о культурной автономии сибири, её самобытности, что в принципе справедливо и перекликается с тем, о чем мы только что говорили.
сама даже мысль о переводе этих рассуждений в политическую плоскость не просто вредна, а преступна.
петр словцов в «историческом обозрении сибири» так написал о временах смуты xvi века, когда казалось, что всё рухнуло и сама русская государственность безвозвратно потеряна: «держава российская в сибири не помрачалась». о государственной сути сибирского духа лучше и не скажешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий